Вернуться: Специалисты

Учитель – дефектолог

Учитель – дефектолог  Шадрина Р.С.

Рекомендации родителям детей с кохлеарным имплантом

Важно соблюдать следующие рекомендации:

  1. Обеспечивать ребенка эмоционально – комфортной благоприятной обстановкой в семье, доброжелательным отношением взрослых к малышу, основанным на любви, терпении, понимании и вере в его возможности.
  2. Обеспечивать ребенка яркими эмоциональными впечатлениями во время игр и занятий, в повседневной деятельности, которые способствуют установлению доверительных эмоциональных отношений с малышом и вызывают у него интерес к взрослому.
  3. Обеспечивать ребенка с кохлеарным имплантом и слуховым аппаратом «предметно – звучащей» окружающей средой. Использовать разнообразные звучания и звучащие предметы для развития у малыша слухового сосредоточения, внимания и формирования к звуку.
  4. Общаться с ребенком в спокойной обстановке, естественной, интонационно – окрашенной речью в нормальном темпе, не утрируя артикуляцию.
  5. Использовать все моменты общения взрослого с ребенком во время ухода за ним, кормления, прогулки, игры, и т.д. для формирования и развития его речи.

Обращать особое внимание на режимные моменты, в которых многократно повторяются одни и те же ситуации, один и тот же речевой материал. Называть предметы тогда, когда ребенок в них особо заинтересован, действия или движения – когда они выполняются. Взрослый  должен постоянно комментировать все действия, выполняемые им и ребенком, стимулировать малыша к повторению за ним. Это способствует формированию речи (ее пониманию и воспроизведению).

  1. Использовать любимые ребенком игрушки и предметы для развития его речи (прежде всего понимания), предлагая сначала простые речевые инструкции, а затем постепенно усложняя их: Например: «Где мяч?», «Покажи мяч», «Кати мяч», «Лови мяч», «Отдай мяч папе», «Дай красный мяч», «Возьми мячик на улицу», «Открой коробку и достань мяч», «Принеси мяч и машинку из другой комнаты», «Мячик закатился под кровать, достань его и принеси мне» и т.д. Создавать ситуации, побуждающие ребенка выполнять предлагаемые действия.
  2. Поддерживать у ребенка потребность в речи, развивать способность подражать звукам и словам, произносимым взрослым, побуждать ребенка все чаще произносить: слова («облегченные» и полные), простые и распространенные фразы в процессе общения.
  3. Создавать условия для общения ребенка с окружающими взрослыми (дома, во время прогулок, в детском саду, в магазине т. д.) и детьми, например, организовывать совместные игры со сверстниками на детской площадке и т.д. При условии выполнения данных рекомендаций, и происходит так называемое спонтанное научение имплантированного ребенка устной речи.

Помимо этого родителям необходимо осуществлять и целенаправленное обучение ребенка дома, т.е. проводить специальные занятия – игры по развитию слухового восприятия и формированию и развитию речи, в том числе и за столом. Как правило, для этого используется первая половина дня до прогулки (время после завтрака). Организуя занятия, важно учитывать индивидуальные возможности ребенка, т.е. стараться не превышать длительность и количество занятий, допустимые  в данном возрасте, менять виды деятельности, проводить физминутки и зрительные зарядки. Занятия должны проводиться обязательно. Пусть на первых порах они будут кратковременными, более «легкими», но непременно интересными. Постепенно ребенок привыкнет к занятиям, и будет воспринимать их как неотъемлемую часть своей повседневной жизни.

Только совместными усилиями педагога и родителя можно добиться успехов в развитии ребенка.

 

Сурдопедагог                                                                                    Р.С. Шадрина