Кружок тестопластики «Волшебное тесто»
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Лепка — одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.
Лепка — любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке — из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.
Цель:
-Развитие познавательных способностей ребенка;
-Развитие познавательных способностей ребенка;
-Развитие творческих способностей и художественного вкуса;
-Создание условий, необходимых для психологического комфорта;
-Помощь детям в осознание и развитии своей индивидуальности и самореализации.
Задачи:
-Обогащать и расширять художественный опыт дошкольников;
-Формировать способность к изобразительной деятельности
воображение и творчество;
-Развивать мелкую моторику пальцев.
Принципы:
-Учитывать интересы, возможности ребенка при организации занятий.
-Организовать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы детей. Соблюдая права ребенка.
-Создавать комфортный психологический климат, стимулировать успех детей.
-Не мешать ребенку творить.
Организация учебного процесса:
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Оптимальное количество детей в группе – 10 человек. Длительность занятий 15 – 30 минут.
Структура занятия:
- Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
- Объяснение, показ приемов лепки.
- Лепка детьми.
- Физ. пауза.
- Доработка изделия из дополнительного материала.
- Рассматривание готовых работ.
Методические рекомендации по организации игр –занятий:
При организации игр-занятий,воспитателю необходимо помнить следующие правила:
- Не мешать ребенку творить.
- Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
- Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
- Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его
- Поддерживать инициативу детей.
- Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
Способы лепки:
- Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
- Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
- Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
- Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
- Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Приемы лепки:
Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.
Тесто для лепки:
Мука — 300г (2 чашки)
Соль – 3оог (1 чашка)
Вода – 200мл.
Способы приготовления теста:
Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и тщательно вымешивают до однородного состояния. Как обычное тесто. Тесто для лепки должно быть довольно крутым.
Преимущество соленого теста:
— можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
— легко отмывается и не оставляет следов;
— безопасно при попадании в рот, один раз попробовав
— тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!
— если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
— можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
— краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
— поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.
— с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.
Перспективный план работы кружка тестопластики старшей группы:
Тема:Цель:
Октябрь:
- Грибная поляна
- Грибная поляна
- Урожай яблок
- Урожай яблок развивать у детей эстетическое восприятие; вырабатываем умения работы всеми способами лепки.
Ноябрь:
- Птичка в гнездышке
- Птичка в гнездышке
- Птичка в гнездышке
- Дед Мороз развивать у детей эстетическое восприятие; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях
Декабрь:
- Снегурочка
- Снегурочка
- Новогодние подсвечники
- Новогодние подсвечники воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке -создавать фигуру человека, показывать особенности одежды.
Январь:
- Рождественские украшения
- Рождественские украшения
- Декоративные тарелки
- Декоративные тарелки вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок близким; закреплять известные приемы лепки из теста.
Февраль:
- Декоративная пластина в подарок в честь Дня защитника Отечества
- Декоративная пластина в подарок в честь Дня защитника Отечества
- Без украшений нам нельзя, их носим мама, ты и я
- Без украшений нам нельзя, их носим мама, ты и я
учить делать подарки, украшать используя известные приемы (налеп, вдавливания и д. р.)
Март:
- Рамка для фотографий
- Рамка для фотографий
- Ваза с цветами
- Ваза с цветами. воспитывать у детей любовь и заботу о маме, бабушке, вызывать желание порадовать их подарком; закреплять знакомые приемы лепки; развивать чувство композиции и фантазию.
Апрель:
- Космодром
- Космодром
- «Петух»(панно)
- «Петух»(панно) создавать у детей интерес к общественным явлениям; продолжать вырабатывать навыки работы с каплевидной формой; скатывать капельки необходимого размера.
Май:
- Божья коровка и ее подружка
- Божья коровка и ее подружка
- Рыбки в аквариуме
- Рыбки в аквариум
вырабатывать умение скатывать шарообразные формы и создавать из них необходимый образ, скрепляя детали; развивать композиционные умения при расположении.
Критерии обследования:
ВЫСОКИЙ (творческое) – ищет решение самостоятельно, стремится к
выразительности образов, создает удачную композицию, передавая особенности формы, пропорций, динамику.
СРЕДНИЙ (по образцу) – обследует образец, сравнивает свою работу с образом, доводит работу до конца, работа вызывает удовлетворение.
НИЗКИЙ (на уровне восприятия) –не самостоятелен в процессе работы, не доводит работу до конца. Не соблюдает пропорции, создает не удачные композиции.
Вывод:
Занимаясь с детьми тестопластикой заметила, как у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределяя действия с тестом, побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность, во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика. В процессе занятий учу грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.
Работая с детьми пришла к такому выводу, что нужно начинать развивать мелкую моторику посредством тестопластики как можно раньше. и проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений.
Работа над темой была бы не полной, если бы не было тесного сотрудничества с родителями, Стараюсь устанавливать доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.
Проводила с родителями семинары-практикумы, собрание по теме, где рассказывала о важности и значении развития мелкой моторики и показывала способы, приемы работы с соленым тестом, чтобы дети могли и дома заниматься тестопластикой.