Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Актуальность темы обусловлена тем, в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость:
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Виды и техники нетрадиционного рисования:
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.
Методы проведения занятия:
— словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
— наглядные
-практические
-игровые
Режим занятий:
Младшая группа — количество занятий в неделю 1, в месяц 2 занятия. Длительность занятия -15 мин
Форма занятий — тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы. Формы подведения итогов в конце учебного года реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
Ожидаемый результат:
посредством данной работы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
— развитию мелкой моторики рук;
— обострению тактильного восприятия;
— улучшению цветовосприятия;
— концентрации внимания;
— повышению уровня воображения и самооценки.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Сформируются навыки трудовой деятельности
Цель: развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
- Развитие навыков продуктивной деятельности с посредством нетрадиционной рисовании;
- Приобщение детей к изобразительному искусству;
- Развивать творческую активность воображения у детей, моторику рук;
Недели | Тема | Программное содержание | Материал |
Сентябрь | |||
2 | «Ягоды в тарелке» ватными палочками. | Учить рисовать ватной палочкой.. Прививать любовь к прекрасному. Воспитывать аккуратность при работе с краской. Развивать интерес к рисованию, воображение. | Бумага А4, гуаши красного цвета, ватные палочки. |
4 | «Ежик»
техникой тычка. |
Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. | Бумага, гуашь, жесткие кисти |
Октябрь | |||
2 | «Круги»
по крупе. |
Познакомить с техникой рисования по крупе. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. | Манная крупа на подносе. |
4 | «Снегопад»
зубной щеткой. |
Познакомить с техникой набрызгивание Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами.. | Бумага голубого цвета, гуашь белого цвета, зубные щетки. |
Ноябрь | |||
2 | «Снежный ком»
Оттиск печаткой. |
Познакомить с техникой печатания поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Бумага А4 голубого цвета, поролоны тампоны, гуашь белого цвета. |
4 | «Домики»
Печатание подручными материалами. |
Познакомить с использованием знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Учить самостоятельно находить и предлагать различные печатки, составлять несложные композиции. | Бумага А4, гуаши разных цветов, любые бытовые предметы |
Декабрь | |||
2 | «Елочка» ладошками | Совершенствовать работу руки. Учить детей фантазировать и воображать. Убеждать детей в том, что их ладошки необыкновенные. Развивать творческое мышление. | Гуашь зеленого цвета, ватман, салфетки. |
4 | «Нарядная елочка»
ватными палочками. |
Продолжать знакомить с техникой рисования ватными палочками. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. Развивать чувство цвета и ритма. | Гуашь разного цвета, ватные палочки |
Январь | |||
2 | «Снегопад» пальчиками. | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. | Лист формата А-4 пальчиковые краски, салфетки. |
4 | «Снежинки» рисование манкой. | Учить рисовать клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) | Бумага картон А4 синего цвета, манная крупа, клей. |
Февраль | |||
2 | «Укрась варежки» Тычок жесткой кистью, ватными палочками. | Совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью. Учить украшать варежки, используя ватные палочки. Развивать чувство ритма, цвета. | Листы бумаги, гуашь, жесткие кисти, ватные палочки. |
4 | «Облака»
тампонирование. |
Продолжать знакомить с техникой рисования – тампонированием. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус. | Акварельные краски, тампон из губки, трафареты, бумага А4 |
Март | |||
2 | «Солнышко» ладошками. | Продолжать знакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие. | Лист ватмана с нарисованным посередине желтым кругом, гуашь желтого, оранжевого, цветов. |
4 | «Подснежники» оттиск печатками из картофеля: | Познакомить с техникой печатания картофелем. Развивать творческое воображение. Воспитывать аккуратность.
|
Картофельные печати, бумага А4, гуашь — желтого и зеленого цвета, салфетки |
Апрель | |||
2 | «Деревья» сухими ветками. | Закрепить умение работать с техникой печати. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. | Засушенные сухие ветки, гуашь, ватман. |
4 | Волшебные картинки (волшебные капельки) свечой. | Познакомить с техникой рисования свечой. Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенной свечой рисунком и аккуратно закрашивает ее. | Свеча, гуашь синего цвета, листы плотной бумаги, пол-листа бумаги формата А4 уже нанесенными свечой рисунками. |
Май | |||
2 | «Салют» зубной щеткой | Продолжать знакомить с техникой набрызгивание. Развивать чувство цвета и эстетический вкус. Радоваться полученному результату. | Зубные щетки, гуашь разного цвета, ватман. |
4 | «Божьи коровки на лужайке»
пальчиками. |
Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность) или обрывать бумагу для получения полосок различных оттенков (коллективная деятельность) | Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спине, ватман, салфетки и бумага светло- и темно- зеленого цвета, черная гуашь в мисочках, клей для педагога. |
Используемая литература:
1.А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»»
- Т.Н. Давыдова «Рисуем ладошками»
- Г.Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»- М.2007г
- Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М.: «Просвещение», 1991.
- Комарова Т. С. «Как научить ребенка рисовать».
- Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду».
- Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
№ | Фамилия имя ребенка |
1. | Адамова Диана |
2. | Барашков Илья |
3. | Белова Юлия |
4. | Благова Алёна |
5. | Борисенко Анита |
6. | Гоголева Аделина |
7. | Данилов Владислав |
8. | Денисов Тимофей |
9. | Заремба Александр |
10. | Иванова Вероника |