Актуальность:
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Охрана окружающей среды — одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.
Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых — воспитателей и родителей.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.
Цель саморазвития:
- повысить профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;
Задачи:
- повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
- изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
- обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
- создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
- формировать знания, умения и навыки воспитанников.
План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию.
- Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;
- Планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики;
- Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
- Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;
- Периодическое изучение нового материала по экологиина педагогических сайтах;
- изучение нормативно-правовых документов;
- участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках, участие в семинарах и мастер-классах;
- ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
- Пополнение эколого-развивающей среды (уголки природы и экспериментирования).
- Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.
- Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;
- Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
- Разработка конспекта занятия по экологическому воспитанию;
- Проведение открытого занятия;
- Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».
- Проведение досугов, экологических, народных праздников.
- Изготовление экологического лэпбука.
- Участие в конкурсах.
- Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики.
План работы с детьми:
- Образовательная деятельность по экологическому воспитанию:
- моделирование ситуаций;
- игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические);
- опытно-исследовательская деятельность;
- разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
- просмотр мультфильмов;
- экологические спектакли
- Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:
- «Масленица»;
- «Пасха»;
- «День Земли»;
- «День птиц»;
- «День посадки деревьев»;
- «Всемирный день охраны окружающей среды».
- Проведение сезонных выставок поделок;
- Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах в сети интернет;
- Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:
- «Значение воды в жизни людей»;
- «Зеленая аптека»;
- «Синичкин день»;
- «Покормим птиц зимой»;
- «Значение почвы и воды в жизни всего живого»;
- «Морские млекопитающие»;
- «Естественные водоемы Земли»;
- «Что такое заповедник»;
- «Путешествие по заповедникам»;
- «Мы друзья природы»;
- «Лес и наше здоровье»;
- «Поможем природе»;
- «Овощи и фрукты – лучшие продукты»
- Проекты:
- «Огород на подоконнике»;
- «Цветущий участок»
- Экологические акции:
- «Птичья столовая»;
- Чтение художественной литературы:
- В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»;
- Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;
- Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
- С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»;
- Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;
- В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;
- Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»;
- Ю. Демянская «Дом Земли»;
- Н. Т. Бромлей «Охотник»
- Заучивание наизусть:
- Николай Забило «Любимый край, моя земля»;
- В. Орлов «Общий дом»;
- П. Воронько «Журавль»
- Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.
- Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.
План работы с родителями:
- Анкетирование родителей по экологии.
- Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.
- Разработка и проведение консультаций для родителей:
- «Экология и мы»;
- «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»
- «Игры экологического содержания»;
- «Ребенок и природа»;
- «Птичья столовая»;
- «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».
- «Чистая планета Земля»
- Памятки для родителей:
- «В каких продуктах «живут» витамины»;
- «Синичкин день»;
- «Экологическое воспитание»;
- «Берегите природу»;
- «Мы против мусора»;
- «День Земли»;
- «День птиц»;
- «День посадки деревьев»;
- «Зеленая весна»;
- «Всемирный день окружающей среды»
- Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми для групповых выставок;
- Помощь родителей в изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая»;
- Участие родителей с детьми в проектах, акциях, выставках, конкурсах;
- Привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;
- Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.
- Помощь родителей в изготовлении скворечников. В рамках экологической акции «Скворушка»;
- Привлечение родителей к созданию альбомов:
- «Растения нашего края»;
- «Берегите природу»;
- «Дикие животные России»
- Экологические акции:
- «Птичья столовая».
- Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм. Подбор и изготовление игрового оборудования.
- Привлечение родителей к организации воспитательно – образовательной работе с детьми по формированию экологической культуры.
Самообразование воспитателя немыслимо без работы с воспитанниками и их родителями. Вышеуказанные мероприятия способствуют самообразованию воспитателя и повышению профессионального уровня. В работе с детьми воспитатель повышает свое профессиональное мастерство и компетентность. Так же воспитатель развивает свою и детскую творческую активность, и создает условия для воспитания и формирования разносторонней личности.
Для систематизации и грамотной реализации процесса самообразования все вышеперечисленные мероприятия стоит распланировать по месяцам.
Месяц | Методическая работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
Октябрь |
1.Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
2. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях |
1.Игровая деятельность.
2.Беседа с использованием компьютерной презентации «Значение воды в жизни людей»; 3. Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»; |
1.Анкетирование родителей по экологии.
2.Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников. 3. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя галерея» |
Ноябрь |
1.Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;
2. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы
|
1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему:
«Синичкин день»: «Зеленая аптека»; «Овощи и фрукты – лучшие продукты» 2.Заучивание: П. Воронько «Журавль» |
1.Памятка: «В каких продуктах «живут» витамины»;
2.Участие конкурсах «Осенняя кладовая» 3.Памятка для родителей : «Синичкин день» |
Месяц | Методическая работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
Декабрь |
Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях. | 1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Покормим птиц зимой»;
2. Чтение Г. Серебрецкий «Берегите птиц»; 3.Игровая деятельность; 4. Зимняя выставка поделок: «Рождественские чудеса» |
1.Изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая»:
2.Памятка: «Экологическое воспитание»; 3.Изготовление поделок с детьми «Рождественские чудеса» |
Январь |
Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников | 1.Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:
«Что такое заповедник»; «Путешествие по заповедникам»; 2. Чтение Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» |
1.Разработка и проведение консультаций для родителей: «Птичья столовая»; «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»;
Памятка: «Мы против мусора»;
|
Февраль |
1.Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
2. Изучение нового материала по экологии; 3.Изготовление экологического лэпбука |
1.Проведение народного праздника «Масленица»;
2. Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Морские млекопитающие» 3.Начало реализации проекта «Огород на подоконнике» |
1. Разработка и проведение консультаций для родителей: «Экологическое воспитание»;
2.Совместная работа по созданию альбома; «Растения нашего края» 3.Памятка: «Берегите природу»;
|
Месяц | Методическая работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
Март |
1.Разработка конспекта открытого занятия;
2. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу». |
1.Беседы с использованием компьютерной презентации: «Естественные водоемы Земли»;
«Значение почвы и воды в жизни всего живого»; 2.Чтение В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»; |
1.Помощь в изготовлении скворечников в рамках экологической акции «Скворушка»:
2.Разработка и проведение консультации для родителей: «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка». 3.Памятка: «День птиц» |
Апрель |
1.Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;
2.Проведение открытого занятия |
1.Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:
«День птиц»; «Пасха»; «День Земли»; «День посадки деревьев»; 2.Завершение проекта «Огород на подоконнике» и начало проекта «Цветущий участок» |
1. Привлечение родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;
2.Привлечение родителей к участию в экологической акции « Зеленая весна 2020»; 3. Памятка: «День Земли»; «День посадки деревьев» |
Май |
1.Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики;
2. Родительское собрание : «Наши успехи!» |
1.Работа над проектом: «Цветущий участок»;
2.Беседы с использованием компьютерной презентации: «Поможем природе» |
1. Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля»;
2. Совместная работа по созданию альбома; «Берегите природу»; «Дикие животные России» |
Литература:
- С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.
- О. Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель»Волгоград.
- Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет»Москва. Издательство АСТ 1997г.
старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.
- Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»- интегрированные занятия для работы с детьми
старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.
- Т. И. Попова. «Мир вокруг нас»Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.
- Л. С. Журавлева. «Солнечная тропинка»Занятия по экологиии ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-
синтез» 2006г.
- С. А. Козлова. «Я человек»Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса»2004г
- Т. И. Гризик. «Ребенок познает мир»Издательский дом «Воспитание дошкольника»2003г.
- Л. Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия»Москва. РОСМЭН. 2013г.
- Н. А. Рыжова «Не просто сказки»Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс»2002г.