Ноя 11 2021

Рабочий план Кружковая работа «Радуга красок» подготовительной группе 09 «Белочка»

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………3

Перспективный план занятий подготовительная группа……………………. 11

Список использованной литературы………………………………………… 22

 Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого — изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга красок » направлены  на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования ­­- это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс — это настоящее чудо. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе :

Развивает уверенность в своих силах . Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными ,природными и бросовыми материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Новизной и отличительной особенностью программы «Радуга красок » по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты , природные  и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель:

Развивать  у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

  Задачи:

-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

— Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

— Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.

 Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.

Детей среднего дошкольного возраста:

тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография

Методы проведения занятия:

— словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

— наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Режим занятий:

Подготовительная  группа — количество  занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия . В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в старшей  группе  -25  мин.

Форма занятий — тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы

Формы подведения итогов в конце года  реализации дополнительной образовательной программы:

-Проведение выставок детских работ

-Проведение мастер-класса среди педагогов

Ожидаемый результат

посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:

— развитию мелкой моторики рук;

— обострению тактильного восприятия;

— улучшению  цветовосприятия;

—  концентрации внимания;

— повышению уровня воображения и самооценки.

-Расширение и обогащение художественного опыта.

-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

-Сформируются навыки трудовой деятельности

-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

-умение находить новые способы для художественного изображения;

-Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства

 Перспективный план занятий кружка «Радуга красок» в подготовительной группе

 

Месяц Неделя Тема занятий Нетрадиционные техники Программное содержание Литература
Сентябрь

 

 

 

 

 

1 Диагностика

(свободное экспериментирование с материалами)

Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Казакова Р.Г.

Рисование с детьми дошкольного возраста.

2 Диагностика

(свободное экспериментирование с материалами)

Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. Казакова Р.Г.

Рисование с детьми дошкольного возраста.

 

3

 

Рисование

«Растения в нашей группе»

 

 

Оттиск поролоном

 

Учить прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу.

 

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.77

4 Рисование

«Грибы в корзинке»

Рисунки ладошками Расширять знания детей о грибах; учить рисовать грибы с помощью ладошки Никитина А.В Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Стр.25

Октябрь 1 Рисование

« Осень на Урале»

Кляксография трубочкой,рисование пальчиками Познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать воображение. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.37
2  Рисование

«Осень на опушке краски разводила»

 

 

 

 

Печать листьев Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия. Никитина А.В.  Нетрадиционные техники рисования в детском саду. . стр.23

 

3 Рисование  «Ветка рябины»  Рисование пальчиками Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закреплять умение рисовать пальчиками, приём примакивания( для листьев). Развивать чувства композиции и восприятия. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 27
4 Рисование

« Ёжик»

 

 

 

Рисование мятой бумагой. Учить рисовать ежа, передавая особенности внешнего вида; выполнять рисунок тела без предварительной прорисовки карандашом. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «печать смятой бумагой»

 

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Стр.31

Ноябрь 1 Рисование «Птицы Урала Улетают на юг» Кляксография Знакомить детей с правилами нанесения клякс на стекло и накладывание сверху бумаги. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр. 29
2 Мой сад и огород .

 

 

 

 

 

пластинография Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения. Закреплять умение классифицировать фрукты и овощи. Развивать моторику руки,
3 Рисование  Чудесные бабочки, которых я видел летом

 

 

 

 тычкование  познакомить с    техникой тычкования, закрепить представление о семметрии, как о средстве выразительности образа   . Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.117
4 Рисование

«Первый снег в моём городе»

 

 

 

 

Монотипия, рисование пальчиками Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.39

 

Декабрь 1 Рисование «Зимние напевы» Набрызги Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2 стр.5
2 Рисование

Сказка мыльных пузырей

Техника рисования мыльными пузырями. Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями;

Закрепить умения дорисовывать детали объектов, полученных в виде спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами;

Развивать воображение, фантазию, творческие способности;

Поощрять детское творчество, инициативу.

.

3 Рисование

«Елочка нарядная»

 

Рисование пальчиками, оттиск поролоном Закрепить умение изображать елочные игрушки. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.стр.47
4 Рисование солью

«Дед Мороз»

Гуашь + соль Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.38
Январь 1 Рисование

«Музыкальный рисунок»

Различные Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.30
2 Рисование

«Зимний лес»

Рисунки из ладошки Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр. 49
3  

Рисование

«Морозный узор»

Восковые мелки + акварель Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.43
4  Филин

 

 

Тычок полусухой жесткой кистью Учить создавать образ филина, используя технику тычка Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр 55
Февраль 1 Рисование

«Необычные машины моего города»

Оттиск пробкой и печатками, черный маркер + акварель, «знакомая форма – новый образ» Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Казакова Р.Г.

Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.124

2 Рисование

«Галстук для папы»

Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ». Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.73
3 Рисование

«Зимние напевы»

Набрызг Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.5
4 Рисование

«Семеновские матрешки»

Оттиск печатками Познакомить с семеновскими матрешками. Развивать цветовосприятие. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду стр.65
Март 1 Открытка для мамы

«8 Марта»

 

 

 

 

Печать по трафарету, воздушные фломастеры. Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду стр. 63
2  Подснежники для моей мамы Акварель+ восковой мелок.  Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склонённую головку. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Казакова Р.Г.

Рисование с детьми дошкольного возраста.    стр 66

3 Рисование

«Веселые человечки»

Волшебные веревочки Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.35

 

 

 

4 Рисование

«Ранняя весна в моём городе»

 

 

 

 

 

 

Монотипия пейзажная Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.
Апрель 1 Рисование

«Космический пейзаж»

 

 

 

 

Граттаж Научить новому способу получения изображения – граттажу.
2 Рисование

Звездное небо

 

 

 

свеча + акварель. воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображений нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно(дви( гательную координацию. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.73
3  Весёлые кляксы  кляксография Продолжать знакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности.Учить дорисовывать детали обьектов.
4 Рисование

«Аквариум»

Рисунки из ладошки Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.75
Май 1 Рисование

«Праздничный салют  в моём городе»

 

 

 

 

Восковые мелки + акварель

 

 

 

 

Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.48
«Рисуем по шаблону. шаблонография Расширять предстамение детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного. 2. Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.68

 

2 Рисование

Майские цветы.

 

 

Рисование

Мятой бумагой

 

 

 

Продолжать учить рисовать нетрадиционной техникой рисования «печатание мятой бумагой»;  уточнять знания детей о весне и весенних цветах.
3 Рисование

«Одуванчики в траве»

Тычок жесткой полусухой кистью + пластиковая вилка Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, , развивать изобразительные навыки и умения.
4 Бабочка Монотипия предметная Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.85

Список использованной литературы

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
  3. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
  4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
  5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. — Москва.2007.

 

  1. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.

 

 

Добавить комментарий

Your email address will not be published.